БЕСЕДА С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА

Создано: 07.06.2021, обновлено: 08.06.2021

«Безнасильственные методы разрешения конфликтных ситуаций»
7 июня 2021 года в рамках Всероссийского оперативно-профилактического мероприятия «Защита», направленного на предупреждение преступных посягательств в отношении детей, выявление лиц совершающих насильственные действия, в том числе родителей, законных представителей, иных членов их семей, а также принятие мер по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в летнем пришкольном лагере социальным педагогом, совместно с педагогом-психологом, проведена беседа с элементами тренинга.
Цель беседы: формирование конфликтной компетентности и способности толерантного поведения.

Задачи:

  • определить понятия “конфликт” и “конфликтная ситуация”,
  • рассмотреть структуру конфликта,
  • показать возможность разрешения большинства разногласий при стремлении находить конструктивные способы их преодоления,
  • отработать стратегии решения повседневных конфликтов,
  • довести до сведения учащихся факты негативных последствий конфликтов,
  • обсудить типичные конфликтные ситуации в среде подростков, обучить способам разрешения конфликтов без насилия.
  • воспитывать чувства уважения друг к другу;
  • способствовать улучшению взаимоотношений в группе;
  • профилактика агрессивного поведения учащихся в школе.

Оборудование: карточки с предложенными конфликтными ситуациями.
Примечание: в беседе принимает участие педагог-психолог.

Ход классного часа. 

  1. I. Вступительное слово социального педагога.

Как показывает практика – бесконфликтное сосуществование людей встречается как исключительно редкое явление. Конфликты всегда оказывали существенное влияние на жизнь отдельного человека, развитие социальных групп различного масштаба, историю государства и человечества в целом. Конфликты происходят в различных сферах жизнедеятельности, не исключением являются и конфликты в условиях подростковой среды. В школьном коллективе конфликты неизбежны, так как вы находитесь вместе в течение длительного периода времени, происходят сложные групповые процессы – создание коллектива, отдельных групп, выделение лидеров и т. д. В одном классе (школе) собираются дети, имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни. Кроме того, в школе возможны конфликты не только между детьми, но и между взрослыми и детьми, между детьми и педагогами. Нельзя избавиться от конфликтов вообще, бесконфликтное состояние невозможно. Однако, конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушат привычный ритм, снижают самооценку. Многие стремятся найти мирный способ урегулирования конфликта, однако не всегда знают, как это делать.

  1. II. Основная часть.

Выступление педагога-психолога.
Попробуем разрешить это противоречие наиболее доступным нам способом – способом изучения проблемы. Наша цель – показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций путем их положительного решения. Сегодня мы рассмотрим понятия “конфликтная ситуация”, “конфликт”, причины возникновения и структуру конфликта, его функции, а также основные модели поведения личности в конфликтной ситуации.

Причины конфликтов в подростковой среде: борьба за лидерство, психологическая несовместимость, неподтверждение ролевых ожиданий, примитивный тип общения, ущемление достоинства или амбиций одного из детей.

Конфликт (от лат. coпflictus — столкновение) —  трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями. Он проявляется в столкновении отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды.  Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация.

Конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или явного противоборства сторон. Это могут быть различные цели, интересы и желания, либо различные способы их достижения. Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент.

Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон.
И даже в этом случае конфликт еще можно предотвратить, так как все зависит от того, как личность воспринимает и оценивает ситуацию. Если личность оценивает эту ситуацию как конфликтную, то она становится реальной. Действия конфликтующих сторон “подгоняются” под конфликтную ситуацию, втягиваются новые силы и способы конфронтации.
Последний этап– это спад конфликта и его разрешение. В зависимости от способов разрешения оно может быть конструктивным и деструктивным.

Конструктивное (Положительное): юмор, уступка, компромисс, сотрудничество.

Деструктивное (Отрицательное): угрозы, насилие, грубость, унижение, переход на личности, уход от решения проблем, разрыв отношений. Особое внимание заслуживают конфликты, приводящие к угрозам, насилию и унижениям. Их вред заключается в том, что от конфликтов страдает достоинство человека. На каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук. Страдает физическое здоровье — поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты. Тем более, что многие такие конфликты приводят к уголовной ответственности. Статьи 115-117 УК «Умышленное причинение легкого вреда здоровью» наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев. Истязание — причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями, если это не повлекло последствий, наказывается лишением свободы на срок до трех лет.
Как вы видите, последствия деструктивного разрешения конфликта достаточно серьёзны. Чтобы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти

Социальный педагог. Издавна для того, чтобы конструктивно решать конфликты или не допускать их развития, в более серьезных областях взаимодействия людей создавались различные правила. Подумайте, какие существуют правила на случай конфликтов между: пешеходами и водителями (правила дорожного движения), между покупателями и продавцами (правила торговли), между работодателями и работниками (должностные инструкции), между учеником и учителем (правила поведения в школе). Существует множество правил и инструкций, регламентирующих решение спорных вопросов, касающихся производственных отношений, отношений собственности, других правовых вопросов. Для решения конфликтов между близкими людьми (родственниками или друзьями) тоже существуют правила.

Педагог-психолог. Давайте познакомимся с правилами предупреждения конфликтов:

  1. Не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком.
  2. Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.
  3. Постарайтесь посмотреть на проблему глазами другого участника конфликта, постарайтесь “встать” на его место.
  4. Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу.
  5. Умейте заставить себя замолчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!
  6. Если вы агрессивный человек и не умеете собой управлять — пойдите в секцию восточных единоборств. Научитесь контролировать себя и свои эмоции.
  7. Организовывайте себе регулярные физические нагрузки. После хорошей тренировки — неуправляемой агрессии не бывает.
  8. Полноценно отдыхайте. Если вы спите 2 часа в сутки — об управлении собой речи идти не может. У вас для этого не хватает ресурсов, организм усталый, работает на пределе и заботиться об ограничении своей агрессивности не в состоянии. Обеспечьте своему организму достойный отдых.
  9. Практикуйте спокойное присутствие. Как гладь озера реагирует на окружающую среду? Никак: просто отражает и все. Так же и вы — тренируйтесь просто воспринимать, что происходит вокруг и никак не реагировать на происходящее.
  10. Формируйте позитивное мировоззрение.

III. Практическая работа (тренинг) (проводится педагогом-психологом). А сейчас давайте попробуем применить полученные знания на практике. Участникам предлагается разделиться на пары. Каждая пара получает описание конфликтной ситуации и задание показать способы конструктивного и деструктивного разрешения конфликтов.

Конфликтные ситуации

  1. Ты хочешь сегодня подольше погулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.
  2. На одной из перемен к тебе подошел старшеклассник, попросил посмотреть твой мобильный телефон, и без разрешения начал с него звонить, из-за чего возник конфликт.
  3. Ты любишь слушать громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.
  4. Перед сном ты играешь в компьютерную игру. Она настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у тебя возникают конфликты с родителями.
  5. Ты оказался без спортивной формы на уроке физкультуры. Учитель делает тебе замечание, между вами возникла конфликтная ситуация.
  6. На перемене дежурный учитель делает тебе замечание по поводу того, что ты бегаешь по коридору, между вами возникла конфликтная ситуация.
  7. Ты оказался в автобусе без денег и без билета, между тобой и кондуктором возникла конфликтная ситуация.
  8. Ты написал контрольную работу на «2» и не согласен с оценкой, между тобой и учителем возникла конфликтная ситуация.

Через 5-7 минут пары представляют свои варианты двух способов решения конфликтов.
Социальный педагог: Итак, вы увидели, что большинство конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идет на частичные уступки для общего удобства. Компромисс —  это соглашение на основе взаимных уступок.  Компромисс возможен, если обе стороны проявляют стремление разрешить конфликт мирным путем, в противном случае можно прийти к разрыву отношений, к ссоре

  1. IV. Подведение итогов.

Беседа с учащимися:
– Что нового вы узнали для себя сегодня?
– Изменилось ли ваше мнение о конфликте?
– Возможно ли в жизни полностью избежать конфликтов?
– Если между родителями и друзьями возникает конфликт, значит ли это, что отношениям или дружбе пришел конец?
– Каким образом можно прийти к разрешению конфликта, не прибегая к силе и агрессии?
– Что может помочь сохранить хладнокровие, успокоиться, избежать агрессивного поведения в конфликте?

Заключительное слово педагога-психолога.

Итак, конфликты являются неотъемлемой частью повседневной жизни людей;
разногласия переходят в конфликт, когда стороны не проявляют гибкость;
конфликт разрешается мирно, когда стороны готовы пойти на уступки и умеют управлять чувством гнева;
конфликт между близкими людьми не приведет к серьезной ссоре, если будет решаться на основе компромисса;
преимущества компромисса: уметь выслушать и постараться понять другую сторону; согласиться и пойти на уступки;
часто бывает трудно найти устраивающее всех решение, но это — единственный путь разрешения конфликта.